Архимандрит Моисей (Чигвинцев)

Преподобный Моисей, архимандрит Уфимский

27 июля 1913 − 3 июня 1982 гг.

День памяти:

3 июня

Пострижен:

19 августа 1945 года

Хиротонисан:

19 августа 1945 года во диакона
27 сентября 1945 года во пресвитера

Николай Иванович родился 27 июля 1913 года в деревне Бобровка Троицкого района, Челябинской области, в крестьянской семье.

В 1924 году окончил сельскую школу. С 1924 по 1929 годы занимался сельским хозяйством с отцом. В пятнадцать лет он тайком ушел из дома, добрался до Уфы, устроился на Паровозоремонтный завод станции «Уфа» Куйбышевской железной дороги. Был кочегаром, помощником машиниста.

В свободное от поездок время Николай Иванович спешил в Сергиевский храм. Жил Николай Чигвинцев то в землянке у городского Сергиевского кладбища, то в сарае, который приспособил под жилье, то в бане, то в каретнике. До 1936 года он работал на железной дороге. С 1936 по 1937 год находился на военной службе. С 1937 по 1945 годы был разнорабочим.

Еще не став священнослужителем, Николай привлекал к себе внимание. Ходил по улицам Уфы в лаптях, в длинном деревенском, подпоясанном кушаком, кафтане. В войлочной шапке, с деревянным крестом и иконочками на груди. Мальчишки толпой бегали за ним, дразнили юродивым, дурачком, дергали за полы, хватали за руки. Иногда бросали в него палками и камнями. Все оскорбления переносил спокойно, без обид. Однажды даже признался: «У меня сегодня счастливый день, меня много ругали, но не били».

Архиепископ Уфимский Иоанн (Братолюбов, †1968) сумел рассмотреть в скромном, услужливом Николае Чигвинцеве истинного угодника Божия, молитвенника и подвижника Православной Церкви. Властный, волевой, одиннадцать лет пробывший в заключении за веру Христову и не отступивший от своих убеждений, владыка Иоанн, заметив, как Николай искренне стремится к монашескому деланию, предложил ему принять постриг.

19 августа 1945 года, в день Преображения Господня, Николай Чигвинцев был пострижен в монашество с наречением имени Моисей. В этот же день монах Моисей был рукоположен в иеродиакона, а 27 сентября 1945 года – в иеромонаха.

С 1953 по 1955 годах отец Моисей обучался в Ленинградской духовной семинарии. Был отчислен с 3 курса по собственному желанию. Причину своего отчисления объяснял сложностью обучения на заочном секторе и слабостью здоровья.

Иеромонах Моисей был для окружающих не от мира сего: кроток, смиренен, незлобив, постоянно находился в труде и молитвенном состоянии. Часто говорил притчами, отчего не все понимали его, а лишь те, кому Господом был открыт смысл его слов, назиданий и поучений. Он не любил мирской суеты, сторонился праздных разговоров, был далек от забот о хлебе насущном. О нестяжательности батюшки свидетельствуют и документы из его личного дела.

Иеромонах Моисей вел праведный образ жизни. Своего жилья у него не было, долго жил в тесноте около Сергиевского кладбища в баньке у церковного старосты Павла Тимофеевича Башарина. Баня маленькая, батюшке приходилось спать в полусидячем положении. Толком и не спал, чуть подремлет, и все.

Архиепископ Уфимский Феодосий (Погорский, †1975) перевел старца из баньки, в которой тот ютился, в архиерейский дом, напротив Сергиевского храма. Но отец Моисей отказался жить в одних покоях с владыкой, говоря, что он слишком грешен, и поселился в полуподвальном помещении архиерейского дома.

Пищу отец Моисей употреблял один раз в сутки в три часа пополудни. Основная еда состояла из ржаного хлеба, картошки, квашеной капусты, огурцов.

Духовные чада свидетельствуют, что архимандрит Моисей носил вериги, даже зимой ходил в тяжелых кирзовых сапогах или ботинках, спал на топчане из двух досок, под голову клал чурбачок, покрытый половичком. Отец Моисей физически трудился много. Вставал в три-четыре часа утра. В церковной ограде зимой чистил снег и вывозил его в овраг на санках. Летом подметал и приводил в порядок церковный двор, сажал деревья, пилил и колол дрова, так что на руках оставались мозоли. На небольшом участочке, на своем дворе высаживал картофель и овощи. Подрясники, шапки, рукавицы, рубашки шил себе сам. Людей наставлял так: «Трудитесь, всегда трудитесь. Человек не должен жить праздно. Там Богу за все дадим ответ». А священникам советовал: «Мы, священники, не должны прилепляться к земному. Мы служим Господу».

Отец Моисей обладал дарами прозорливости, предвидения, исцеления по молитве. По его молитвам верующие исцелялись. Верующие уже при жизни считали его святым. Замечали, что отец Моисей не простой человек, а Богом данный, святость свою прикрывает подвигом блаженства и юродства. Приезжали к нему из разных городов не только Башкирии, но и всего Советского Союза.

Отец Моисей был духовником епархии, а в последние годы жизни и настоятелем кафедрального собора.

Прожив богоугодно 68 лет, отец Моисей скончался 3 июня 1982 года. Известие о кончине старца было получено верующим народом под конец Божественной Литургии. Епископ Анатолий (Кузнецов), здесь же пред Престолом прочитал канон на исход души, а после совершил панихиду.

В последний путь батюшку провожала вся Уфа. В день погребения, в Троицкую родительскую субботу, собор не вмещал всех желающих проводить в последний путь всеми любимого священника. Владыка Анатолий в надгробном слове отметил горячую любовь к ближним, удивительную человечность и простоту общения; христианское смирение и аскетичность жизни архимандрита Моисея.

Похоронен в Уфе на Демском кладбище.

29 мая 2001 года Синодальная Комиссия по канонизации святых рассмотрела материалы епархиальной комиссии по прославлению архимандрита Моисея (Чигвинцева). Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер, †2008) сообщил Управляющему Уфимской епархии архиепископу Никону Васюкову следующее: «При изучении материалов об архимандрите Моисее (Чигвинцеве) вызвал обсуждение вопрос, связанный с тем, что со времени кончины праведника прошло еще мало времени. Однако, учитывая его праведное житие, исполненное кротости и смирения, соединенных с самоотверженным служением Богу и ближним, дары прозорливости и чудотворений, а также широкое его почитание как святого праведника церковным народом, Нами не было найдено препятствий к его прославлению, как преподобного в лике местночтимых святых Уфимской епархии. Пусть предстательство святого подвижника Божия укрепляет в вере и благочестии всех притекающих к нему за молитвенным ходатайством и духовной помощью!».

В 2002 году святые мощи преподобного Моисея были перенесены с Демского кладбища в Сергиевский кафедральный собор, где и находятся по сей день, а могилу святого на Демском кладбище каждый день посещают страждущие исцеления и утешения люди.

Фото: Михаил Ергин.

Тропарь, глас 5
От юности Христа возлюбив, преподобне, / Тому Единому всем сердцем поработати возжелев, / отеческий дом оставив и града Уфы достиг, / Серафима Саровского подражателю, / сомолитвенниче ангелов, равностоятелю ликов постников, / свыше от Бога приемый благодать духовную, / дары предвидения и исцеления, / земный ангеле и небесный человече, / преподобне отче наш Моисее, / моли человеколюбца Бога // спастися душам нашим.
Кондак, глас 3
Воспоим, празднолюбцы, светильника пресветлаго, / озарившаго землю сиянием Слова Божия: / точит бо исцеления притекающым к мощем его / и вся прошения верных во благо исполняет. / Сего бо мы предстоятеля неусыпнаго имуще, // прославляем Господа, дивнаго во Святых своих.
Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче наш Моисее, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов // и собеседниче ангелов.